Андрей (zarev_grad) wrote,
Андрей
zarev_grad

Category:

Аркадий Дмитриевич Северный (Звездин) - Он был почти что знаменит.

Аркадий Звездин, больше известный как Аркадий Северный, родился 12 марта 1939 года в городе Иваново. Знаменитым он стал в конце 1974 года, когда появилась первая запись его выступления с инструментальным ансамблем «Братья Жемчужные», так называемый «Второй одесский концерт». В нем звучали песни: «Шарабан», «Цыпленок жареный», «Увяли розы», «По тундре», «В осенний день» и др.

После этой записи слава Аркадия Северного стала распространяться по СССР с невиданной быстротой. Кассеты с записью песен в его исполнении были если не в каждой советской семье, то в каждой четвертой это точно. Ажиотаж вокруг блатного певца продолжался около пяти лет. Но в апреле 1980 года Аркадий Северный скончался.

Отец, Аркадия Звездина - Дмитрий Иванович, был крупным начальником на Ивановской железной дороге. Мать, Галина Давыдовна, - медик-рентгенолог. В семье у них было пятеро детей: старшая сестра Людмила и братья Валентин, Лев, Михаил и Аркадий.

Ещё в детстве Аркадий научился играть на семиструнной гитаре. У него была просто феноменальная память, и он знал и исполнял под аккомпанемент гитары огромное количество самых разных песен: песни советских композиторов, популярные в то время зарубежные шлягеры и конечно же "городские романсы" - песни, которые были популярны в среде подростков того времени.




Как-то сестра подарила Аркадию рукописный песенник, в котором были стихи Есенина и Рубцова и много блатных песен. Аркадий их выучил, а сестра показала, как такие песни надо исполнять, в какой манере и с какой интонацией. Часто бывая в молодежных компаниях, Аркадий никогда не отказывал просьбам друзей спеть и пел с большим удовольствием. Окончив школу в 1957 году, Аркадий уехал в Ленинград и поступил в Лесотехническую академию имени С.М. Кирова на планово-экономический факультет.

Здесь я позволю себе маленькое лирическое отступление. Время хрущевского правления (вторая половина 50-х и начало 60-х) мы привычно называем словом "оттепель". В природе оттепель - это когда вдруг зимой пригреет солнышко. Начнет таять снег, потечет с крыш, птички запоют. И кажется, зима подходит к концу, скоро наступит весна. На душе светло и радостно. В политике Советского государства слово "оттепель" означало ряд позитивных изменений в жизни общества. После суровых сталинских "морозов", когда чуть ли не треть страны сидела в лагерях, с высокой трибуны партийного съезда прозвучал голос разума: давайте жить по новому! Без лагерей, без доносов, без ночных "марусь". Берия - ясно, враг! Сталин - увы, со всяким руководителем случается - ошибался, перегнул палку, поощрял культ своей личности.

Одним словом, хватит! Повернемся лицом к человеку. Докажем всему миру, что мы - не империя зла. Мы тоже люди и не только в кино умеем "петь и смеяться, как дети". Где наша культурная интеллигенция? Задача ясна? Вперед! 1957 год. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Народу наприглашали - негров, китайцев-уругвайцев разных - море! Хотя въезд простых советских граждан в столицу Родины на время проведения фестивалей строго ограничен. И бомжующий элемент, равно как и разного рода "отщепенцы, тунеядцы, проститутки", выслан за 101-й километр. Общение, обмен сувенирами с участниками фестиваля категорически запрещен. Пригласить к себе в гости представителя какой-нибудь капиталистической страны - Боже упаси! Последствия - исключение из комсомола или, того хуже, из партии, увольнение с работы или даже...

И все же люди общались. Гости фестиваля шумными компаниями, принимая жест советского правительства за чистую монету, бродили по улицам Москвы и Ленинграда, пели песни на непонятных языках, носили экзотические наряды, а советские граждане глазели на них как на диковинных животных, которых выпустили из зоопарка погулять. Мальчишки обменивались с гостями значками, юноши постарше - пластинками, девушки улыбались смуглым кубинцам и черным, как уголь, конголезцам. Впрочем, не только улыбались - через год в роддомах стали появляться разноцветные детишки. Потом их назовут "фестивальными детьми".

Молодежь со свойственным ей легкомыслием стала собираться на квартирах, в кафе, в клубах. Заиграл джаз. Вышли на улицу молодые поэты - стали публично читать стихи. Скромно одетые парни с гитарами запели про туманы, про тайгу и про то, как хорошо сидеть у костра и спать в палатке, к тому же "добровольно" и их "не будет гнать конвой". Запустили в космос первый советский спутник, потом туда же полетели собачки - Белка и Стрелка. Поплыл по Северному пути, кроша носом полярные льды, первый атомный ледокол "Ленин". Физики расщепляют атом и пишут стихи о гипотенузах, лирики сочиняют песни про атлантов и параллельно защищают диссертации по квантовой механике.

В Политехническом поет Булат Окуджава: "Возьмемся за руки, друзья..." "Новый мир" публикует Солженицына - "Один день Ивана Денисовича". Хрущев в ООН стучит ботинком по трибуне. С детской наивностью и юношеским задором художественная интеллигенция бросается осваивать вечные темы. Человек с его проблемами и мыслями на первом месте. Все срочно ищут истину - в чем смысл жизни? Можно ли любить женщину сильнее, чем Родину?

12 апреля 1961 года. Наш парень в космосе! Юрий Гагарин! Ура! Такого всенародного ликования страна не знала со Дня Победы. Ведь можем же, можем! Партия сказала: обгоним Америку! И обогнали! Конечно, у них там в Арканзасе кукуруза растет, а у нас на Смоленщине не принимается. Зато мы их наукой бьем. Завтра на Марсе "будут яблони цвести". В Ленинграде энтузиасты клуб песни основали и в честь первого космического корабля назвали "Востоком".



Окуджава поет, Кукин поет, даже Высоцкий и тот пел, ну и еще, конечно, многие. Все на магнитофоны записывается - не тайно, для Большого Дома, а свободно - для личного пользования. Появились в продаже первые магнитофоны. Наши. Отечественные. "Яуза". Записывай что хочешь. Никто не отнимает. И тут начался магнитофонный бум. Писали все: зарубежную эстраду, джаз, биг-бит, бардов, выступления поэтов, эстрадных певцов, театральные постановки, домашние чтения - все! Вот в компании магнитофон. В "фонотеке" у хозяина три-четыре пленки (пленка - дефицит: записал бы больше, да нет возможности!). Послушали популярную музыку. Послушали, как дочка папу с днем рождения поздравляет, даже тещин голос услышали. Что дальше? - Давайте запишем Колю, - предлагает хозяин, - Коля на гитаре играет... Коля, конечно, поиграл и спел, но... Это не то, что хотелось бы поставить еще раз и еще. Деловые люди в Москве и Ленинграде быстренько смекнули, что на безграничной любви советского человека к песне можно делать хорошие деньги. В стране тотального дефицита и марксистко-ленинской идеологии, где даже сверх популярный и любимый всеми, но неразрешенный властями артист не может выпустить пластинку, этот пробел должны заполнить магнитофонные пленки. А значит, начинают работать законы рынка: вам нужны песни - платите деньги. Нужны качественные дефицитные записи - платите большие деньги.

Запись концерта Владимира Высоцкого, сделанная на фирменной аппаратуре, стоила тогда на "толчке" 50-70 рублей. Платить такие деньги могли далеко не все, а только состоятельные люди, ведь простой инженер или врач зарабатывали в среднем 100 - 110 рублей! В итоге инженеру и врачу доставались записи "не первой свежести" - писанные-переписанные помногу раз. Но любовь к бардам была огромна. Записывали всех и вся, иногда даже не зная, кто поет. На коробке написано: "В. Высоцкий", а там кто-то поет "По шпалам, брат, по шпалам, брат, по шпалам...", ну, значит, и есть Высоцкий. Аккомпанемент нехитрый - семиструнная гитара. И голос хриплый.



Тем временем идеологи, во главе с товарищем Сусловым, поняли, что дальше так продолжаться не может. Не построишь светлое будущее на земле, если рядом какие-то безголосые "барды" поют под гитару, абстракционисты - "пидарасы" (по меткому выражению Н.С. Хрущева) не колхозницу с серпом, а каракули на холсте малюют, писатели про лагеря пишут. И решили тогда коммунисты всерьез порядок навести, как говорится в народе - потуже затянуть гайки.

Начали с того, что пригласили в Кремль творческую молодежь. Могли бы, конечно, и без церемоний обойтись - доверить воспитание органам. У тех большой опыт в педагогике! Но Никита Сергеевич полиберальничал: мировая общественность может неправильно понять. Решили просто публично выпороть. Многим тогда досталось: Евгению Александровичу Евтушенко за "Бабий яр", Эрнсту Неизвестному за "тошнотворную стряпню", Марлену Хуциеву за "Заставу Ильича", Андрея Вознесенского вообще агентом ЦРУ обозвали... И было это весной 1963 года.

А тем временем Аркадий Северный учился в академии, овладевая будущей профессией, которая, прямо скажем, не отвечала его творческой натуре. За окнами бурлил большой красивый город. Жизнь в студенческом общежитии с ее вольным бытом отвлекала от занятий. Концерты, выставки, поэтические вечера, новые знакомые, веселые студенческие застолья, где непременно звучали песни, - все это было гораздо интересней лекций по диалектическому материализму и политэкономии. Появились "хвосты", "неуды", переэкзаменовки. Но зато ни одно творческое мероприятие, будь то КВН или концерт студенческой самодеятельности, Аркадий не пропускал. Везде он появлялся с неразлучной гитарой, везде пел песни, везде был "своим в доску". Увлекся джазом, пел в вузовском оркестре по-английски, подражая великому Армстронгу. Произношение у него было отменным, хотя английского он не знал, в школе изучал немецкий. Но блестящая память ухватывала с пленок непонятную английскую абракадабру и точно воспроизводила ее при исполнении. А природная хрипотца в голосе придавала особый шарм.Но дальше студенческого оркестра увлечение джазом так и не пошло.



Конечно, такая богемная жизнь была куда как интереснее скучных лекций по политэкономии или философии. Появились "хвосты", "двойки"... Преподаватели академии, отчитывая Аркадия за плохую посещаемость и учебу, ехидно называли его "артистом" и советовали: "Коль уж вы, Аркадий Звездин, так любите петь, то идите в эстрадное училищем, не занимайте чужое место!" На горизонте замаячило отчисление. Пришлось брать академотпуск. В общем, с горем пополам Аркадию удалось закончить академию. Но при распределении его почему-то не отправили на практику в бескрайнюю сибирскую тайгу, он остается в Ленинграде, и, как молодой специалист начинает свою трудовую деятельность в "Союзэкспортлесе" в 1965 году. Определили его служить на таможню - встречать баржи с лесом. Рабочее место в конторе: телефоны, акты, справки, путевые листки, такой-то сухогруз прибыл, такой-то отбыл, того разгрузить, этого загрузить - нормальная чиновничья должность. Работай себе и жди повышения по службе, встань в очередь на квартиру, покупай наборы в буфете, получай премии и обмывай сделки, которые заключает начальство с партнерами. Но Аркадию хотелось петь. Хотелось иметь поклонников, хотелось успеха или даже, чем черт не шутит, славы!

И однажды, летом 1967 года, судьба свела его с Рудольфом Фуксом... В какой-то компании он напел под гитару десяток песен - 35-40 минут звучания: "Дочь рыбака", "Карнавал", "Девушка в синем", "История каховского раввина", "Тонечка", "Из зала суда" и другие. И записывал Аркадия Рудольф Фукс, впоследствии сыгравший в судьбе певца решающую роль.

Фукс был советским бизнесменом - подпольным, естественно. Он был связан с теми, кто в домашних условиях изготавливал пластинки "на костях" и даже виниловые диски... Кроме этого, Фукс записывал у себя дома самодеятельных певцов. После той первой случайной записи несколько лет Северный и Фукс не встречались.

В конце 60-х-начале 70-х Аркадий Звездин пришел к Фуксу домой, чтобы купить то ли пластинку, то ли еще что-то. И Фукс предложил Севрному исполнить несколько песен. Оказалось, что репертуар певца невелик - около 30 песен. Но наметанный глаз Фукса разглядел талант Аркадия. В то время по стране уже ходило много пленок с песнями бардов, и появление еще одной вряд ли было так уж заметно. И тогда Фукс определяет неповторимый и запоминающийся образ: "Никакой советской эстрады, никакого джаза, никаких палаток-костров! Твой козырь - блатняк!" Именно Фукс и придумал звучный сценический псевдоним,- и Аркадий Звездин становится Аркадием Северным.



Фукс активно записывал Северного с 1972г. Из ранних записей можно упомянуть так называемые "Программы для Госконцерта". Последняя запись у Фукса датируется ноябрем 1975 года: "На дне рождения дочки Фукса". Ранние записи Северного охотно покупались, но большую конкуренцию таким исполнителям авторской песни, как Галич, Высоцкий, Кукин, Визбор Северный не составил. Однако, у многих коллекционеров были его записи. Заинтересовался Северным и Сергей Иванович Маклаков - страстный "магнитофонщик" и меломан. Через посредников ему удалось разыскать Северного, и в том же 1972г года Аркадий приехал на квартиру к Маклакову. Одной из первых "маклаковских" записей Северного была баллада "Лука Мудищев".

"Когда я слушал пленки Северного, еще не зная его, мне представлялся этакий могучий парень, богатырь. Голос ведь у него низкий, хриплый. К тому же я был уверен, что он настоящий уркаган, жиган с Молдаванки, имевший не одну отсидку. Сознаюсь, я даже немного побаивался - черт его знает, что это за личность!",- так вспоминал об этой встрече сам Маклаков. Тогда сходу была записана целая 500 метровая бобина. И с тех пор завязались хорошие дружеские отношения между Северным и Маклаковым.

И, сделав несколько записей Северного, исполнявшего песни под гитару, Маклаков задумал записать Аркадия в сопровождении оркестра. И встреча свела Маклакова с Николаем Резановым - руководителем ансамбля, игравшего в ресторане "Поплавок".

Профессиональным музыкантом Резанов стал в 1968 году. Руководитель ленконцертовского "Традиционал-джазбэнда" Роман Моргулян помог Николаю Резанову пройти худсовет и взял его в свой коллектив. В следующем году Резанов переходит в "Джаз-оркестр Иосифа Вайнштейна" и осваивает банджо. Здесь он получает музыкальную кличку Мишель Жемчужный. По одной из легенд, это имя придумал работавший тогда в этом коллективе Всеволод Левинштейн, более известный сейчас как Сева Новгородцев, ведущий нескольких популярных программ на "Радио БИ-БИ-СИ". В 1970м Николай Резанов работает в Читинской филармонии, в составе ВИА "Добры молодцы" выступает с Юрием Антоновым. Через некоторое время Резанов оседает в ленинградском ресторане "Поплавок" как руководитель ансамбля "Братья Жемчужные".

Первая запись Аркадия Северного с "Братьями Жемчужными" состоялась в апреле 1975 года, на квартире Дмитрия Колетина - друга и коллеги Сергея Маклакова. В дальнейшем записи проводились в квартире Маклакова. Северный очень любил записываться на магнитофон. Он чувствовал, что его песни нужны, что их ждут. И выкладывался на каждой записи по полной программе.

"Как он пел! Как он выкладывался!",- вспоминал Владимир Мазурин, музыкант и электротехник, друг Сергея Маклакова, - "В такие моменты думалось: ну почему мы так живем? Почему должны прятаться? Ведь вот она - русская душа, во всей ее полноте, открытая и больная, светлая и радостная. Сегодня редко можно услышать, чтобы кто-то так до самозабвения выкладывался. Все, что нам подсовывают - продажно и неискренне. Я - поклонник джаза, истовый поклонник. Но Аркадий Северный - это тоже джаз. Как живет труба в руках, в губах, в легких, в сердце Луи Армстронга, так и эта поруганная и осмеянная снобами блатная песня жила в Аркадии Северном."



Маклаковские записи Аркадия Северного в сопровождении "Братьев Жемчужных" получили необычайную популярность. Люди разных профессий и возрастов полюбили песни Северного и его голос. И, как это всегда бывает с популярными артистами, вокруг Северного начинают громоздиться самые разные, порой невероятные легенды.

В комментариях к песням во время записи Аркадий Северный часто говорил " У нас в Одессе...", "Когда я был в Одессе...". Из-за этих комментариев, да еще за стилизованную "одесскую" манеру исполнения песен многие решили, что и сам певец родом из Одессы. Но в Одессе такого не знали... Поползли слухи, что Северный эмигрировал в Америку еще в гражданскую, что он живет в Америке, несметно разбогател и теперь ради своего удовольствия выступает иногда в ресторане "Одесса" на Брайтоне. Кое-кто утверждал, что слышал песни Северного, когда сидел с ним на Колыме. Другие говорили, что Аркадий Северный - внебрачный сын партийного лидера Анастаса Микояна, и этим объясняли тот факт, что за такие "крамольные" песни певец еще не поплатился свободой...

Слухи ширились, популярность росла, жизнь продолжалась... Аркадия часто приглашали в гости, угощали, поили и требовали песен. Он мог петь всю ночь до утра, часто "гуляя" целыми неделями. Аркадий Северный ушел из семьи (в 1971 году у него родилась дочка Наталья), жил где придется - у знакомых, порой случайных. Часто выпивал... Но несмотря на популярность, Аркадий оставался человеком скромным, в новых компаниях был неразговорчив, но всегда дружелюбен. Возможно, алкоголь давал ему чувство раскрепощения, помогал заглушить боль обид и несправедливости.

В 1977 году, весной, Аркадий Северный записал в Одессе концерты с ансамблем "Черноморская чайка". Эти записи были организованы Владиславом Петровичем Коцишевским. В том же году киевлянин Алексей Ильинский записал Северного с коллективом Григория Бальбера, в результате вышел магнитофонный альбом, известный как "Привет Киеву!". После этого Северный снова в Одессе - записывает совместный альбом с Владимиром Шандриковым - автором и исполнителем своих песен.

В 1979 году были записаны знаменитые тихорецкие концерты - с ансамблем Анатолия Мезенцева (руководителя знаменитых тогда "Магаданцев") "Встреча" и "Казачок".

В репертуаре Аркадия Северного было около тысячи песен, большую часть он знал наизусть, имея с детства прекрасную память. Пел Аркадий Северный песни самого различного происхождения: на слова Владимира Высоцкого, Дольского, Вертинского, Галича, Алешковского, Лобановского, из репертуала Леонида Утесова, Петр Лещенко, Козина. Пел и произведения, авторы которых остаются неизвестными,- песни, ставшие посути народными. В песнях Северного нельзя найти открытый политический протест: Аркадий избегал политики и не хотел иметь никаких дел в этой злобной дамой. Его не прельщала роль бунтаря.



Но, хоть песен в репертуаре было много, и они рано или поздно исчерпались. Начались повторы, что никак не радовало Маклакова, который продолжал "курировать" Северного. Среди знакомых Маклакова поэтическим даром обладал один человек - Владимир Роменский. Он и пришел на выручку.

Владимир Роменский родился 20 мая 1935 года в Ленинграде. Его отец и мать были врачами. В блокаду Владимир с матерью остались в Ленинграде. После войны пошел в школу, окончил десять классов. Служил в армии рядовым с 1955 до 1958 года. После армии работал на заводе электриком. С Маклаковым Роменского познакомили в 1971 их общие друзья, да и жили они не далеко друг от друга. Иногда Роменский присутствовал при записях, которые организовывал Маклаков, - там Владимир и познакомился с Северным.

В стихах Роменского не было откровенной блатной тематики. Но эти стихи были очень искренни, они были достаточно ритмичны и прекрасно ложились на музыку. В записях Северного 78-80 годов как раз и преобладают песни на стихи Владимира Роменского. Это и "Осень Петербурга", и "Облака", и "Друг Серёга" - песня, посвященная Сергею Маклакову, и "Поручик Голицын" - именно Роменский привел разрозненные обрывки и рефрен в тот вид, который мы знаем теперь, хотя авторство этой песни приписывают себе многие, и продолжение "Поручика" - песня "Не надо грустить, господа офицеры..."; и песни, написанные для друзей: "Кошмары", "Курятник", "Итог", "Девочки, девочки"... Многие стихи В. Роменского не потеряли свою актуальность и ныне. Прочтите стихотворения "Достойно" (кстати, не забудем, что написано оно было не позднее 1980-го, и там встречается определение эпохи "застойка", по крайней мере за 5 лет до Горбачева), "Равенство"...

Високосный восьмидесятый год... Год, который советологи называют самым апогеем застоя. Год проведения Московской олимпиады. Этот год стал роковым для трех талантливых музыкантов и певцов: Владимира Высоцкого, Джона Леннона и Аркадия Северного.

Сколько творческих личностей в России умерло от водки!.. Высоцкий, Даль, Агафонов, Ерофеев, Довлатов... Почему же не выдержали их сердца, остановились, не сумев совладать с горечью и несправедливостью, заглушаемыми водкой?..



В начале 80 года Аркадий Северный выступал в Москве, где заработал небольшую сумму за свои концерты. Но деньги у него украли, причем кто-то из тех, кому он доверял... Это очень сильно потрясло Аркадия, и он решил напиться, чтобы покончить жизнь самоубийством (за год до смерти ему вшили ампулу). Но ампула почему-то не сработала, и это еще больше усугубило депрессию. Северный ушел в запой - длительный и последний... Жил он в то время на квартире у шабашников, куда его привел Роменский. На столе никогда не переводились водка и вино. Жизнь Аркадия превратилась в сплошную пьянку... И однажды случился удар. В ночь с 11 на 12 апреля 1980 года Аркадий Северный скончался. Пророческими стали слова его друга, поэта Владимира Роменского: "Кто-то сдохнет в тоскливом запое, и газеты не станут писать, эх, мол, постигло тяжелое горе..."

Мало кто из почитателей таланта Аркадия Северного при жизни видел его. Но голос его знают многие. Этот голос и сейчас, спустя более 20 лет после смерти его обладателя, живет. Он звучит со старых магнитофонных лент и новейших компакт-дисков. И пока мы слушаем его, пока помним - Аркадий Северный жив... Жив той "второй жизнью", которая дана только Таланту.

Похоронен Аркадий Дмитриевич Звездин (Северный) в Санкт-Петербурге в крематории.


"Аркадий Северный. Он был почти что знаменит". Единственный фильм, снятый в России о судьбе Аркадия Северного. В нём использованы киноматериалы из семейного архива Натальи Звездиной, фотоматериалы из частной коллекции Александра Волокитина, фрагменты из домашнего киноархива. Уникален фильм тем, что содержит единственный сохранившийся видеоряд с Аркадием Северным.

Сегодня его уже почти забыли. Да и осталось от него очень мало - ни книжек, ведь он не поэт, ни фильмов, ведь он не актер, только магнитофонная лента с записями. С записями песен - раньше их называли блатными, сейчас все больше именуют "русским шансоном". Аркадий Северный, безусловно, самый знаменитый и самый лучший исполнитель этих песен, когда-то он был безумно популярен. Сейчас даже те, кто слушает, скажем, Ивана Кучина или Катю Огонек, почти ничего не знают о его судьбе.

Жизнь Аркадия Северного можно разделить на две части, в одной он был Аркадием Дмитриевичем Звездиным, в другой - Аркашей Северным. В одной были детство, школа, институт, работа, семья. В другой - водка, бродяжничество, болезни, бедность и... слава. Одна - большая и благополучная - вместила в себя три четверти жизни, почти тридцать лет. Другая оказалась совсем маленькой...
Tags: Городской шансон, Искусство, Истина в вине, Кто его посадит? Он же памятник!, Песенка
Subscribe

promo zarev_grad october 15, 2010 21:21 24
Buy for 10 tokens
Приближается очередная годовщина большевицкого переворота. Много лет отделяют нас от тех событий, почти век прошел с тех пор. Но не утихают споры вокруг оценки того, что тогда случилось. До сих пор Россия не может выкарабкаться из той ямы, в которую загнали её большевики. А хуже всего, что…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments